Экспертами это названо политикой Мальтийской исключительной натурализации инвестора (Maltese Exceptional Investor Naturalization, MEIN). Установлено, что в рамках MEIN ежегодно может быть выдано не более 400 свидетельств о гражданстве (основным заявителям, без учета иждивенцев), а суммарно за все время ее действия – не более 1,5 тыс. документов.
Основные параметры политики MEIN
- Размер взноса составляет 600 тыс. евро или 750 тыс. евро- в зависимости от того, будет ли выбран стандартный (36 месяцев) или ускоренный (12 месяцев) способ проживания. Для иждивенцев размер взноса составляет 50 тыс. евро.
- Обязательное пожертвование в пользу НПО увеличилось до 10 тыс. евро.
- Порог покупки жилой недвижимости увеличен до 700 тыс. евро, а порог минимальной аренды остается неизменным и составляет 16 тыс. евро в год.
- Требование инвестировать в государственные облигации полностью отменено.
- Размер сборов за комплексную проверку несколько увеличен (до 15 тыс. евро для основного заявителя и 10 тыс. евро для иждивенцев).
- Максимальный возрастной порог для иждивенцев увеличен с 27-ми до 29-ти лет. Кроме того, иждивенцы, которые считаются соответствующими юридическому определению инвалидности, могут составлять часть заявления родителей, независимо от возраста.
- Все взрослые иждивенцы должны подавать заявление на получение вида на жительство, а не только основной заявитель. Невозвратная предоплата взноса на данном этапе увеличилась с 5 тыс. евро до 10 тыс. евро. Также за основного заявителя взимается сбор в размере 5 тыс. евро.
Основные процедурные шаги
Процедура оформления свидетельств о гражданстве осталась неизменной.
Очень важно при этом знать, какие категории лиц могут считаться иждивенцами и кого заявитель, подающий заявление в соответствии с правилами MEIN, может включить в заявление о гражданстве.
MEIN не стоит «политизировать»
Представив программные документы MEIN, мальтийские власти еще раз подтвердили свою непоколебимую приверженность сохранению суверенитета Мальты в вопросах натурализации и посетовали на политизацию программ «гражданства за счет инвестиций».
Г-н Маскат подчеркнул, что аргументы, выдвигаемые против предыдущей программы, носят в основном политический характер, практически без юридических обоснований. Он фактически отклонил призывы к поэтапному отказу от политики «гражданства за инвестиции», указав, что MEIN представляет собой усовершенствование уже успешных подходов.
Явное избегание термина «программа» является реакцией на ранее опубликованные отчеты Европейского парламента, в которых критиковались пути к натурализации в ЕС под видом структурированных программ. При этом евробюрократы не выражали особого беспокойства по поводу более традиционных способов натурализации.
Несколько сотен тщательно проверенных инвесторов ежегодно натурализовывалось в рамках бывшей программы Мальты. Комиссия ЕС утверждала, что значительная часть из них представляет собой риск безопасности / коррупции / отмывания денег для европейского сообщества.
Между тем, десятки тысяч натурализаций на основе мошенничества произошли за тот же период на юго-восточной периферии ЕС, а сотни тысяч законных, но гораздо менее проверенных натурализаций происходят обычными способами (брак, усыновление и т. д.) по всему ЕС каждый год.
По оценке экспертов, новая политика MEIN отражает «приверженность мальтийского правительства поддерживать высочайшие стандарты должной осмотрительности, а также хорошо согласуется с интересами как страны, так и потенциальных инвесторов».